• Новые посты
  • Все разделы
  • строительство и ремонт

Увлекаясь фэн-шуй, дизайнеры забывают о русских традициях

25 марта, 2021
Что нужно знать о мытье окон на высоте?

Что нужно знать о мытье окон на высоте?

20 января, 2023
ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ СВОЙ ИНТЕРЬЕР ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА

ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ СВОЙ ИНТЕРЬЕР ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА

29 августа, 2022
Преимущества найма профессионального поставщика услуг по уборке снега

Преимущества найма профессионального поставщика услуг по уборке снега

3 августа, 2022
8 гаражных альтернатив для всех нас

8 гаражных альтернатив для всех нас

30 июня, 2022
Руководство по подготовке документов

Руководство по подготовке документов

20 июня, 2022
  • Войти
Стройка века
Стройка века
Нет результатов
View All Result

Увлекаясь фэн-шуй, дизайнеры забывают о русских традициях

vano vano
25 марта, 2021
in Статьи
1 0
0
1
SHARES
371
VIEWS
Share on FacebookShare on Twitter

Современный Фэн-шуй "икононстас": знак "двойное счастье" - стоит только весить дома... и Бога просить ни о чем не нужно, все будет в двойном прибытке

О русской культуре и китайском Фэн-шуй. Что китайцу хорошо, то русскому — смерть?

Каким должен быть интерьер дома и офиса? Как оборудовать и оформить внутренние помещения? На первый взгляд ответить на эти вопросы несложно. Помещение должно быть удобным, не очень тесным и шумным, прилично выглядеть, выполнять основные функции.

Возьмите свой фэйн-шуй обратно!

При этом пространство должно хорошо вентилироваться и освещаться, ведь в противном случае вы и ваши сотрудники просто не сможете нормально и высокопродуктивно работать, и под угрозой окажется здоровье людей. Современное офисное помещение — один из важнейших инструментов работы, и ошибки в его обустройстве приводят к серьезным неудачам в бизнесе.

Интерьер = функция + стиль?

Дизайн дома и офиса влияет не только на имидж хозяина, но и в значительной степени формирует его быт, душевное настроение, представление о себе. В минувшем веке в искусстве создания интерьеров произошло несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и подходов. За последние десять лет слова «дизайн» и «офис» стали у нас по-настоящему культовыми.

Они характеризуют нашу эпоху почти так же, как слова «большевик» и «ЧК» отражали эпоху революции. Сегодня Россия стремится поскорее расстаться с пресловутым «совком», который берет начало с 50-х годов после смерти Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и безвкусицей внутренних помещений. Эпоха копеечного дерматина, низкокачественных древесностружечных плит и картонных подвесных потолков с круглыми дырочками уходит навсегда.Так же стоит помнить ,что мебель занимает очень значительную часть интерьера ,добавляет уюта и наполненности.

Теперь все по-другому. Российские магазины предлагают новейшие отделочные материалы и технологии, нет недостатка и в ультрасовременных «дизайнерских проектах». При желании и при наличии необходимых средств вы можете оформить свою квартиру или офис не хуже, чем в «лучших домах Европы».

И хотя интерес к проблемам интерьерного дизайна в минувшее десятилетие был очень большим, эйфория от «дизайнерской революции» 90-х начала спадать. Модные «приколы» приелись, новейшими технологиями уже никого не удивишь, а осмысленного понимания того, как все-таки нужно устраивать внутреннее помещение, так и не появилось.

Между тем вкусы и пристрастия российских заказчиков стали гораздо более изощренными. И наряду с понятным желанием копировать новинки западной моды возник интерес к древним, традиционным принципам формирования жизненной среды. В первую очередь широкую публику заинтересовало «все китайское и японское».

Мастер Фэн-шуй

Впервые о древнекитайском искусстве формирования жизненной среды я услышал несколько лет назад. На какой-то вечеринке моя приятельница, сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: «Ты случайно не мастер фэн-шуя?» Я ответил в шутку, что, конечно, мастер, но что такое фэн-шуй, не знаю. «Продвинутая» девушка объяснила мне, что это древнее эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн Цанг, служивший в Поднебесной главным советником при дворе императора Хи Цанга за девятьсот лет до нашей эры. «Теперь все наши банкиры расставляют стулья и диваны в своих домах и офисах в соответствии с искусством фэн-шуй», — добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал собирать информацию.

Дизайн по Фен-шуй. Что китайцу хорошо, то русскому - смерть?

 

Дизайн по Фен-шуй.  Что китайцу хорошо, то русскому — смерть?

Как выяснилось, это древнекитайское искусство и в самом деле весьма популярно на Западе, добралось оно и до России. Немало известных людей и фирм постоянно прибегают к услугам консультантов по фэн-шуй при проектировании интерьеров, зданий, прилегающей территории и инфраструктуры. Но этим поклонники древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют, что умеют не только правильно строить дома и формировать их интерьер, но также «улучшать судьбу» и «гармонизировать личные отношения».

Подобный интерес ко всему древнему и восточному в наши дни вполне объясним. Современный человек, оторванный от национально-религиозной традиции, испытывает колоссальную усталость от окружающей его бессмысленной и грубо-материальной реальности мира высоких технологий. Восток же обещает дать новое духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих философских построений, древностью и экзотикой.

Что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством.

Крест и «неблагоприятные формы»

Впрочем, московские консультанты, создающие интерьеры в соответствии с древнекитайским искусством, первым делом стараются убедить клиентов в абсолютно нерелигиозном характере своих услуг. Типичное объяснение звучит примерно так: «Фэн-Шуй — не религия, это система, основанная на принципах движения потоков энергии, на законах природы. И задача человека — использовать эти законы себе во благо… На Руси, как и во многих других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. И истинный специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских мастеров, старается сохранить русские традиции» (я взял этот текст с сайта одного из консультантов).

Но действительно ли древнекитайское искусство полностью нерелигиозно, а потому приемлемо для крещеного русского человека? Давайте разберемся.

В любом популярном пособии по фэн-шуй можно найти описания различных магических ритуалов, гадательных практик и сведений по астрологии. Не нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем желании не могут быть совмещены с христианством. Церковь осуждает занятия магией, гаданиями и астрологией и считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь к таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с миром инфернальных, демонических существ, входит с ними в контакт.

Дракон - один из "благоприятных" талисманов китайцев и Фэн-шуй. Для христиан дракон - образ диавола

 

Дракон — один из «благоприятных» талисманов китайцев и Фэн-шуй. Для христиан дракон — образ диавола

 

Так что заявления о нерелигиозности фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в древнекитайском учении о формировании внешней среды духовный (читай: религиозный) момент занимает довольно значительное место. Иначе и быть не могло. В отличие от современных европейцев древние китайцы (как, впрочем, и древние русские, греки, египтяне) не отделяли религиозную сторону своей жизни от остальных сфер. И поэтому любой традиционный интерьер (китайский, русский, греческий, египетский) представлял собой гармоничное и осмысленное целое, подчиненное не только функциональным или художественным задачам, но и — самое существенное — задачам духовным. В основании традиционного интерьера всегда лежат некие фундаментальные принципы, непонимание и забвение которых разрушает суть. Можно сколь угодно точно воспроизводить древние орнаменты, нашпиговывать помещение предметами, имеющими сакральное значение, но все это не воссоздаст традиционной среды обитания.

С другой стороны, то, что приемлемо и нормально для язычника, для православного христианина может граничить с кощунством. И в этом смысле показательно, что консультанты по фэн-шуй, например, считают форму креста неблагоприятной. Они не рекомендуют клиентам держать дома кресты и возводить крестообразные здания. Но ведь Крест — центральный христианский символ, не говоря уж о том, что одна из самых распространенных форм православного храма — византийского и русского — крестово-купольная. В каждом христианском доме должно быть изображение Креста, а на Руси было принято помещать этот знак на всех сторонах дома — «да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением». Крест является не только символом распятия Христа, но и главным знаком Его победы над смертью и силами ада.

Так что китайские консультанты и их русские ученики, рекомендуя отказаться от формы креста, фактически предлагают своим клиентам-христианам отказаться от православной веры. А то, что крестообразная форма показалась им неблагоприятной, вполне понятно. Крест «страшен для бесов», а поклонники фэн-шуй, как известно, пытаются находиться «в гармонии» со всеми без исключения силами, в том числе явно демоническими.

Что имеем — не храним…

Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной постройки XVI — XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но главное — в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие старинных палат на современного человека не случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство было, значит, его можно попытаться возродить. Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы еще не раз к ней вернемся на страницах нашего журнала.

Икона гораздо более «интерактивна», чем любой современный монитор.

Интерактивный образ

Для того чтобы более точно определить предназначение и специфику интерьера, следует назвать его самые характерные и типичные атрибуты. В Европе для классических дворянских и буржуазных интерьеров XVIII — XIX веков такими предметами являлись зеркало и портрет. Разглядывая свое изображение на зеркальной поверхности, обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не случайно «зеркальная тема» вызвала в означенный период многочисленные ассоциации в литературе, философии, мистике. Даже человеческое сознание воспринималось в ту пору как «зеркало окружающей действительности». Зеркала, как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской культуры — антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость человека на себе, преимущественное внимание к внешнему и материальному, а не к внутреннему и духовному.

Если же говорить о современном интерьере, то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй, можно назвать монитор телевизора или компьютера. Между прочим, экран — в некотором роде развитие зеркала и портрета, он приводит мир «зазеркалья» в движение, делает его гораздо более насыщенным в информационном плане.

Что же является подобным знаковым, центральным предметом для традиционного русского интерьера? Ответ очевиден — это икона.

Увлекаясь фэн-шуй, дизайнеры забывают о русских традициях

 

В молитве перед иконами дома и в храме постепенно, год за годом, формируется духовный и душевный мир православного человека. Образа имеют огромное значение не только в процессе храмовых и домашних богослужений, но и при совершении почти всех бытовых действий — от совместной трапезы до входа в квартиру и выхода из нее. Жизнь традиционного русского дома всегда протекала «под иконами». Не случайно именно эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним выражение «хоть святых выноси…»).

В чем же принципиальное отличие иконы от портрета и зеркала с точки зрения организации среды обитания?

Современный Фэн-шуй "икононстас": знак "двойное счастье" - стоит только весить дома... и Бога просить ни о чем не нужно, все будет в двойном прибытке

 

Современный Фэн-шуй «икононстас»: знак «двойное счастье» — стоит только весить дома… и Бога просить ни о чем не нужно, все будет в двойном прибытке

Зеркало и портрет выражают фундаментальную для западного мира последних столетий идею однородности места и времени. За зеркальной и портретной поверхностью человек видит пространство, полностью подобное своему собственному. Тот мистический мир «зазеркалья», которому посвящено столько литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир информационных систем, — лишь обратное отображение обычного мира.

Икона, напротив, соединяет два разнородных мира — землю и небо, мир материальный и мир духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые оказываются доступными и близкими нам. Современному человеку трудно понять радикальность основополагающего православного утверждения об иконах: «слава, воздаваемая образу, восходит к первообразу». То есть, обращаясь к иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает вам. Икона «интерактивна»! Причем ее «интерактивность» намного более последовательна, чем интерактивность мониторов, претендующих сегодня на то центральное место в среде обитания, какое раньше занимали портреты и зеркала.

Китайская жаба на китайских дырявых деньгах - любимая икона современных русских?

 

Китайская жаба на китайских дырявых деньгах — любимая икона современных русских?

В противовес классическому, замкнутому на себе «буржуазному» интерьеру современное помещение стремится «открыться». Мониторы, игра с дверными проемами и окнами, устранение рам, свободные, неординарные решения перекрытий, оформление стен показывают эту тенденцию. Но «открывается» нынешний интерьер пока что явно не в сторону горнего мира… Экраны телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…

Кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая — стремление воплотить в современных формах традиционные для России принципы.

Дом и храм

В очень популярном на Древней Руси толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как «…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) — второе небо…». Космос здесь уподобляется дому, а дом — храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать человеку о Рае. Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать определенное отношение к жизни.

Трудно даже представить, насколько далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых, функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и гостиные, не говоря уже об офисах, никто не вспоминает о возвращении в Рай. Жилище становится все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не находится места: она, видите ли, совсем «не вписывается» в интерьер…

И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях привести к противоположному результату. Сегодня наиболее «продвинутые» дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться воплощать в современных формах традиционные для России принципы.

Дмитрий Другов

Аналитический журнал «Русский предприниматель» № 8, 2002

Советует священник

Икона — это главная вещь в помещении. Она может быть большой или маленькой, но при этом должна как бы господствовать в пространстве комнаты или на столе, если речь идет о рабочем месте. Желательно размещать образа так, чтобы они были видны и от входа, и с максимального количества точек. И, конечно, перед иконой должно быть удобно молиться. Для этого дома полезно создать «святой» или «красный» (в смысле красивый) угол: небольшой  в гостиной или столовой и побольше — в личной комнате. На Руси богатые люди в своих жилищах устраивали даже особые молитвенные комнаты, часовни и домовые храмы.

Совершенно нефэншуйные домашние иконостасы простых православных мирян

 

Совершенно нефэншуйные домашние иконостасы простых православных мирян

 

Совершенно нефэншуйные домашние иконостасы простых православных мирян

 

Оформляя помещение, нужно помнить, что его внешний и внутренний вид, цветовое решение, живые и неживые обитатели передают ваше восприятие мира, истории и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание национального и вселенского — все это должно найти выражение в организации жилья. И наоборот. Внешняя среда способна оказывать самое серьезное воздействие на душу. Чем больше живого, природного и светлого, тем лучше. Поэтому когда вы приглашаете специалиста или консультанта по оформлению, будьте внимательны и придирчивы. Не всегда то, что модно и дорого, на самом деле хорошо и полезно.

Максим Первозванский, иерей

Previous Post

Кафель для отделки каминов снова входит в моду

Next Post

Правильный подбор оптимального объема бойлера

Похожие Посты

Какие стулья выбрать к деревянному столу
Статьи

Какие стулья выбрать к деревянному столу

11 апреля, 2022
3.2k
Какой обеденный стол выбрать?
Статьи

Какой обеденный стол выбрать?

13 февраля, 2022
3.3k
Как выбрать цвет стен для дома?
Статьи

Как выбрать цвет стен для дома?

13 февраля, 2022
1.2k
Полипропиленовые мешки – универсальны и надежны
Статьи

Полипропиленовые мешки – универсальны и надежны

27 января, 2022
1.4k
Греющий кабель для труб
Статьи

Подземная прокладка электрокабеля на участке

16 апреля, 2021
450
Увлекаясь фэн-шуй, дизайнеры забывают о русских традициях
Статьи

Солнечные батареи в оконном стекле — реальная перспектива

10 марта, 2021
422
Next Post
Бойлер или проточный водонагреватель?

Правильный подбор оптимального объема бойлера

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Copy this password:

* Type or paste password here:

Категории

  • Водоснабжение
  • Отделка
  • Отопление
  • Полы
  • Разное
  • Сантехника
  • Статьи
  • Стены
  • строительство и ремонт
  • стройматериалы

Сообщения

  • Что нужно знать о мытье окон на высоте?
  • ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ СВОЙ ИНТЕРЬЕР ВО ВРЕМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА
  • Преимущества найма профессионального поставщика услуг по уборке снега
  • 8 гаражных альтернатив для всех нас
  • Руководство по подготовке документов

Рубрики

  • Водоснабжение
  • Отделка
  • Отопление
  • Полы
  • Разное
  • Сантехника
  • Статьи
  • Стены
  • строительство и ремонт
  • стройматериалы
https://youtu.be/z3BD0gh7098
Нет результатов
View All Result
  • Новинки дизайна
  • Статьи

© 2021

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Create New Account!

Fill the forms below to register

All fields are required. Войти

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите свой логин или email для сброса пароля

Войти
error: Content is protected !!